Замок принцессы Ольденбургской в Рамони или европейский лик нашей глуши (Воронежская область)

Нет, конечно, Воронеж – не глушь. Более того, он недавно стал очередным в России городом-миллионником. Вот только поздравлять его не спешу и оставлю при себе свои впечатления от Воронежа и ностальгию по уютным, тихим, слегка провинциальным зеленым его улицам с ленивым позвякиванием трамваев по утрам. Нет теперь трамваев. Трамвайные пути демонтированы. Стоят в пробках на дорогах сотни автомобилей, а от сосновых рощ на северной городской окраине остались жалкие остатки. Испуганные редкие белки прыгают с дерева на дерево, зажатые со всех сторон высотками новеньких микрорайонов.

Приглашаю я всех вас в Рамонь, в захудалый райцентр в несколько улиц, а философствую о Воронеже, который растет-ширится, как я подозреваю, не за счет естественного прироста. Из области идет немаленький поток народа, желающего найти себе «теплое» местечко в мегаполисе. Коль здесь прибывает, где-то убывает — закон физики справедлив и для социума. В больших городах суета и круговерть, а глушь сама по себе живет. Спокойно живет. Как будто спит. Вот только энергетикой именно она подпитывает и силу впечатлений иногда такую дает, что прозреваешь. Вы понимаете, о чем я ? Или может так бывает только со мной? В общем, будете в Воронеже, загляните в Рамонь посмотреть на старинный замок,  владелицей которого была принцесса Ольденбурская в 19 веке. Думаю, не пожалеете.

И где эта Рамонь?

Между Воронежем и поселком Рамонь примерно 40 км. Автобус от автовокзала на Московском проспекте отправляется каждые 20-30 минут и через полчаса прибывает к пункту назначения. Чтобы найти замок в Рамони, который на фото (а он там один), надо пойти от автостанции прямо в том направлении, как приехали, пересечь перекресток и продолжать двигаться прямо. Метров 200, и наша цель. Не заметить дворец в Рамони невозможно. Он просматривается среди деревьев слева в том месте, где дорога начинает резко уходить вниз в пойму реки Воронеж (поселок стоит на ее правом высоком берегу).


Просмотреть Рамонь на карте большего размера

Для автомобилистов: от Москвы до Воронежа по трассе около 500 км. Ехать в воронежские края специально ради замка принцессы Ольденбургской в Рамони может и не стоит, но если окажетесь на этой дороге ненароком, то найдите пару свободных часов и сверните перед Воронежем по указателю на Рамонь. Еще 8-10 км, и вы приехали: в центре проезжаете мимо автостанции, а потом — через перекресток (главная дорога уходит налево), никуда не поворачивая на нем. Подъехать можно прямо к воротам замка. Такими стенами, как, например, Аккерманская крепость в Белгород-Днестровском, он не обнесен — 19 век не 13-ый…

 История замка принцессы Ольденбургской

Откуда в поселке Рамонь под Воронежем взяться замку, исполненному в европейской манере? Однако стоит на холме и имеет свою историю. Если вкратце, то в на этом месте в 19 веке была усадьба фабриканта Тулина, а под холмом — его сахарный завод. Старейший в губернии и России, 1840 год основания. Годы шли: дележ наследства, перепродажи, и имение в Рамони вместе с заводом оказалось в императорской казне Александра II. А тот подарил его племяннице — княжне Евгении Максимилиановне Романовой (по мужу — принцессе Ольденбургской). И вот в 1879 году супружеская чета Ольденбургских появилась в Рамони.

Вступив в имущественные права, Евгения Максимилиановна вместе с супругом Александром Петровичем с энтузиазмом занялись обустройством владений. Самой грандиозной задумкой стало возведение на месте усадьбы в Рамони замка. Имя архитектора точно не известно, но предполагают, что староанглийский стиль предложил петербургский архитектор Бенуа, который проектировал дачу их семейства в Петергофе. Трехэтажное здание замка в Рамони  построили за три с небольшим года (1883 -1887). Замок планировалось окружить вспомогательными постройками: конюшня, водонапорная башня, флигели, склады. Основным материалом служил знаменитый «пяточный» кирпич. Простолюдины добывали желтую глину, долго месили, а затем забивали глиняную массу в деревянные формы пятками — в прямом смысле ими. Далее шел процесс сушки и обжига. Рамонский кирпич, как видим, испытание временем выдерживает.

Не только архитектурой интересен замок принцессы Ольденбургской в Рамони, но и сложной системой  инженерных коммуникаций. Огромная его площадь отапливалась единственной печью в подвале. К ней был присоединен водонагревательный котел с разводкой труб. Для дополнительного обогрева в замке выложили камин и несколько голландских печей. В замке была душевая (ее и сейчас легко узнать по плитке и краникам на стене — «холодная», «душъ», «горячая»). Одновременно с замком строились въездные ворота и Свитский корпус. Чтобы придать массивному и монументальному замку легкость и изящество, здание украсили «щипцами», которые вместе с окнами и башнями оштукатурили и окрасили в белый цвет. Крышу покрыли кровельным железом, установили шпили, а в башню въездных ворот — швейцарские часы-куранты «Винтер». Ворота в замке — чугунные кованые с витым цветочным орнаментом. Во дворе были два фонтана — круглый перед парадным входом, а другой — рядом с гротом на заднем дворе (в виде рыбки, из которой вытекала вода) . Там же пристроили позже к дому террасу со стеклянной крышей, соорудили возле грота небольшую оркестровую площадку. Фонтанов нет, а грот цел. От него вниз к реке сбегает длинная лестница — местами разрушена сейчас, но ходить по ней можно.Радует глаз ажурный мостик, переброшенный на соседний холм – там в двухэтажном особняке, который стали называть «Уютный», поселились после свадьбы в 1901 году дети — сын Петр с женой. Женился Петр на Ольге Романовой, дочери Александра III. Вот еще две фотографии. Главная достопримечательность Рамони осенью:

Добрые дела Ольденбургских

Евгения Максимилиановна и Александр Петрович были деятельными людьми. Сахарный завод в Рамони заработал на небывалую мощь — его оснастили новейшей техникой. Пришлось срочно строить железнодорожную ветку от ближайшей станции Графская, расположенной на линии «Воронеж-Тамбов», чтобы вывозить сахар и завозить для производства сырье (свеклу) и донецкий (тогда — юзовский)  уголь. До завода железную дорогу не дотянули — Ольденбургские финансово не осилили мост через реку Воронеж. Станция Рамонь была построена на противоположном берегу реки, там до сих пор и находится. Было это в 1901 году, но гораздо раньше принцесса построила рафинадный цех, а ее сын Петр занимался опытными полями при сахарном заводе. В 1891 году в Рамони состоялся Всероссийский съезд агрономов (потом все это вылилось в создание в Рамони «свекловичного» НИИ).

В 1900 году уже работала кондитерская фабрика, очень быстро получившая известность в мире и победы на конкурсах в Париже, Лондоне, Брюсселе. О Рамони заговорила Европа! Думаете, это все? Еще было разведение коней (и сейчас в области есть конезавод  — в другом месте, но племя свое, воронежское) , ковроткачество, начальная и рисовальная школы (Евгению заботило изготовление красочной упаковки для продукции кондитерской фабрики), открытие больницы, бесплатной столовой для рабочих, общежития для инженеров. Далее последовала электрификация производства, строительство водонапорной башни (есть и сейчас), водопровода. Рамонь расцвела и стала зажиточной.

За речкой был устроен зверинец  — это оттуда расплодились бобры и пятнистые олени, ныне обитающие в Воронежском заповеднике. Всего масштаба деятельности Ольденбургских не описать — тем более, что в Рамони им было тесно, они творили свои добрые деяния и далеко за ее пределами. А железную узкоколейку завод все-таки получил. В 1916 году. Но старших Ольденбургских в Рамони уже не было к этому времени. Они выехали из имения в 1908 году. В замок перебрались жить Ольга и Петр. А в 1917 грянула революция…

Вид с холма на сахарный завод, пойму реки Воронеж и лес за рекой:

Несколько слов о судьбе рамонской кондитерской фабрики, которая была звездной, но очень  короткой. В октябре 1905 года случился пожар — сгорели сахарные склады и лесопилка. Убытки были огромны: сахар, конфеты, патока  — все превратилось в расплавленную горячую массу. Убытки потянули за собой долги и банкротство. В 1908 году кондитерское производство закрылось, оборудование вывезли в Воронеж, где новые предприниматели не стеснялись выпускать свою продукцию, прикрываясь рамонским брендом В собственности Ольденбургских остались дворец и зверинец.

Откуда в поселке Рамонь под Воронежем взяться замку, исполненному в европейской манере? Однако стоит на холме и имеет свою историю. Если вкратце, то в на этом месте в 19 веке была усадьба фабриканта Тулина, а под холмом – его сахарный завод. Старейший в губернии и России, 1840 год основания. Годы шли: дележ наследства, перепродажи, и имение в Рамони вместе с заводом оказалось в императорской казне Александра II. А тот подарил его племяннице – княжне Евгении Максимилиановне Романовой (по мужу – принцессе Ольденбургской). И вот в 1879 году супружеская чета Ольденбургских появилась в Рамони.Вступив в имущественные права, Евгения Максимилиановна вместе с супругом Александром Петровичем с энтузиазмом занялись обустройством владений. Самой грандиозной задумкой стало возведение на месте усадьбы в Рамони замка. Имя архитектора точно не известно, но предполагают, что староанглийский стиль предложил петербургский архитектор Бенуа, который проектировал дачу их семейства в Петергофе. Трехэтажное здание замка в Рамони построили за три с небольшим года (1883 -1887). Замок планировалось окружить вспомогательными постройками: конюшня, водонапорная башня, флигели, склады. Основным материалом служил знаменитый “пяточный” кирпич. Простолюдины добывали желтую глину, долго месили, а затем забивали глиняную массу в деревянные формы пятками – в прямом смысле ими. Далее шел процесс сушки и обжига. Рамонский кирпич, как видим, испытание временем выдерживает.Не только архитектурой интересен замок принцессы Ольденбургской в Рамони, но и сложной системой инженерных коммуникаций. Огромная его площадь отапливалась единственной печью в подвале. К ней был присоединен водонагревательный котел с разводкой труб. Для дополнительного обогрева в замке выложили камин и несколько голландских печей. В замке была душевая (ее и сейчас легко узнать по плитке и краникам на стене – “холодная”, “душъ”, “горячая”). Одновременно с замком строились въездные ворота и Свитский корпус. Чтобы придать массивному и монументальному замку легкость и изящество, здание украсили “щипцами”, которые вместе с окнами и башнями оштукатурили и окрасили в белый цвет. Крышу покрыли кровельным железом, установили шпили, а в башню въездных ворот – швейцарские часы-куранты «Винтер». Ворота в замке – чугунные кованые с витым цветочным орнаментом. Во дворе были два фонтана – круглый перед парадным входом, а другой – рядом с гротом на заднем дворе (в виде рыбки, из которой вытекала вода) . Там же пристроили позже к дому террасу со стеклянной крышей, соорудили возле грота небольшую оркестровую площадку. Фонтанов нет, а грот цел. От него вниз к реке сбегает длинная лестница – местами разрушена сейчас, но ходить по ней можно.Радует глаз ажурный мостик, переброшенный на соседний холм – там в двухэтажном особняке, который стали называть “Уютный”, поселились после свадьбы в 1901 году дети – сын Петр с женой. Женился Петр на Ольге Романовой, дочери Александра III. Вот еще две фотографии. Главная достопримечательность Рамони осенью:

Добрые дела Ольденбургских

Евгения Максимилиановна и Александр Петрович были деятельными людьми. Сахарный завод в Рамони заработал на небывалую мощь – его оснастили новейшей техникой. Пришлось срочно строить железнодорожную ветку от ближайшей станции Графская, расположенной на линии “Воронеж-Тамбов”, чтобы вывозить сахар и завозить для производства сырье (свеклу) и донецкий (тогда – юзовский) уголь. До завода железную дорогу не дотянули – Ольденбургские финансово не осилили мост через реку Воронеж. Станция Рамонь была построена на противоположном берегу реки, там до сих пор и находится. Было это в 1901 году, но гораздо раньше принцесса построила рафинадный цех, а ее сын Петр занимался опытными полями при сахарном заводе. В 1891 году в Рамони состоялся Всероссийский съезд агрономов (потом все это вылилось в создание в Рамони “свекловичного” НИИ).

В 1900 году уже работала кондитерская фабрика, очень быстро получившая известность в мире и победы на конкурсах в Париже, Лондоне, Брюсселе. О Рамони заговорила Европа! Думаете, это все? Еще было разведение коней (и сейчас в области есть конезавод – в другом месте, но племя свое, воронежское) , ковроткачество, начальная и рисовальная школы (Евгению заботило изготовление красочной упаковки для продукции кондитерской фабрики), открытие больницы, бесплатной столовой для рабочих, общежития для инженеров. Далее последовала электрификация производства, строительство водонапорной башни (есть и сейчас), водопровода. Рамонь расцвела и стала зажиточной.

За речкой был устроен зверинец – это оттуда расплодились бобры и пятнистые олени, ныне обитающие в Воронежском заповеднике. Всего масштаба деятельности Ольденбургских не описать – тем более, что в Рамони им было тесно, они творили свои добрые деяния и далеко за ее пределами. А железную узкоколейку завод все-таки получил. В 1916 году. Но старших Ольденбургских в Рамони уже не было к этому времени. Они выехали из имения в 1908 году. В замок перебрались жить Ольга и Петр. А в 1917 грянула революция…

Вид с холма на сахарный завод, пойму реки Воронеж и лес за рекой:

Несколько слов о судьбе рамонской кондитерской фабрики, которая была звездной, но очень короткой. В октябре 1905 года случился пожар – сгорели сахарные склады и лесопилка. Убытки были огромны: сахар, конфеты, патока – все превратилось в расплавленную горячую массу. Убытки потянули за собой долги и банкротство. В 1908 году кондитерское производство закрылось, оборудование вывезли в Воронеж, где новые предприниматели не стеснялись выпускать свою продукцию, прикрываясь рамонским брендом В собственности Ольденбургских остались дворец и зверинец.

Итак, в живописном уголке на берегу реки Воронеж неподалеку от огромного города с таким же названием уже более 100 лет привлекает к себе внимание исторический и архитектурный памятник, удивительно гармонично вписывающийся в окружающий ландшафт и природу. Чудом сохранившийся до наших дней замок принцессы Ольденбургской в Рамони дряхлеет на глазах – уже более 15 лет прошло с тех пор, как органами охраны объектов культурного наследия было заявлено о начале реставрационных и восстановительных работ, но создается впечатление, что на деле видим только их имитацию. Почему в Санкт-Петербурге нашли средства для возрождения Зимнего дворца Петра I, погребенного под построенным позже Эрмитажным театром, а другой тоже принадлежащий императорской семье дворцовый комплекс, уникальный хотя бы тем, что оказался волею судьбы в российской глуши вдали от столицы, находится в забвении? Что внутри замка?

Экскурсии в Рамони проводятся. Если повезет экскурсовода на месте застать. Вот только что смотреть? На ободранные стены, рушащиеся перекрытия, пыль, плесень, зияющие дыры окон? Не жалко деньги заплатить, потому что рассказывают вдохновенно – о том, что в интернете не прочтешь. Показывают мало – самое интересное находится в аварийном состоянии. Если удастся сбежать от тетеньки-экскурсовода и от охраны (лучше за дополнительную плату договориться), то появится шанс с риском для жизни (вдруг что обломится, оторвется, на голову упадет…) заглянуть во все уголки замка – первый и второй этаж, цоколь и подземелье, третий этаж (чердак?), башни и смотровые площадки на них. Через входную дверь попадаем в комнату с массивным камином по правую руку и широкой дубовой лестницей слева, по которой можно подняться на второй этаж. Прежде чем это сделать, стоит походить по первому этажу. Самая большая комната замка находится здесь – это парадный зал:

Говорят, что Евгения лично проектировала лестницу или делала резьбу на деревянных потолочных панелях. И то, и другое в относительно нормальном состоянии, а вот гобелены на стенах испорчены безвозвратно. Нет и паркета, но в углу зала сохранилась голландская печь, облицованная плиткой. На второй этаж ведет еще одна очень ветхая лестница. Наверху много небольших комнат, есть и третий этаж. Вот еще одна голландская печь и вид на лестничный пролет со второго этажа:

Через цоколь попадаешь в подвалы. Там темно, сыро и повсюду металлические прутья. По поводу них говорят разное. Но вряд ли за решетками хранились только вина и продукты питания. Принцесса увлекалась охотой – скорее всего, в неволе в подземелье содержались звери. Но слухи донесли до нашей эпохи леденящие кровь предположения: решетки – это темницы для непокорных узников, которых там же в подвалах или сжигали в печи, или скармливали зверям, томящимся в соседних клетках. Каждый замок таит в себе свои страхи… Вот и решетки, и печь в подвале:

В этой печи одновременно могли гореть несколько бревен длиною 2-3 м. Как она отапливала весь замок, я уже рассказывала в 1-ой части. А эти лестницы ведут в башни:

Замок в советские годы не пустовал, но и капитально не ремонтировался. В нем размещались поочередно казарма, школа, больница, управление сахарного завода, библиотека, Дом пионеров, музыкальная школа. “Умер” замок принцессы Ольденбургской в Рамони и окончательно стал никому не нужным в 90-е годы. На его останках сейчас откровенно зарабатывают деньги. Кто как может. Водят экскурсии туда, куда можно. Только там везде нельзя – все в аварийном состоянии. Хотя, например, террасу с противоположной от парадного входа стороны отремонтировали. Еще продают открытки и буклеты, за небольшую мзду дают ключи от всего, что официально “не можно” – например, от дверей в самую большую башню. В ней установлена в три яруса крутая деревянная лестница, и полусгнивший трухлявый столб держит (пока еще держит!) всю конструкцию. Но подняться по ней обязательно надо бы, чтобы взглянуть с высоты на открывающиеся взору дали – речку, луга, леса. Замки где зря раньше не строили…

Почему его никак не восстановят?

Восстанавливать надо не только дворец, в Рамони существует еще с десяток построек, связанных с ним в единое целое: Свитский корпус, водонапорная башня, бывшие конюшни, мостик, флигель «Уютный», грот и лестница, ворота с башней. Здания разрушенного сахзавода – тоже памятник архитектуры. Есть еще «Монастырь» – оригинально спроектированное здание, первоначально предназначавшееся для рабочих завода. И это не все. У детей Ольденбургских, сына Петра и его жены Ольги Романовой на ладились отношения. Молодой княгине было тесно рядом с мужем в замке и в специально построенном для них “Уютном”, и она на свои деньги покупает себе немного севернее имение Чарыково и перестраивает на собственный лад. Так что в Рамони имеется еще один парково-архитектурный комплекс – Ольгино.

Немцы проявили заинтересованность к перепрофилированию рамонского ансамбля в отельный комплекс и тут же потеряли интерес, узнав, что перестраивать дворец нельзя. Есть и другие идеи. Например, использование дворца Ольденбургских в представительских целях. В Санкт-Петербурге такой пример имеется – Константиновский дворец. Следующая мысль – воссоздать интерьеры дворца и открыть в них художественную галерею. Все упирается в две проблемы. Первая – это, конечно, отсутствие средств. Но есть и вторая – разные виды собственности объектов, вовлекаемых в проект. Замок, ворота, мостик и парковая лестница – это региональная собственность.В Свитском корпусе и других домах-памятниках живут люди, которых надо расселять. Конюшнями и Водонапорной башней распоряжается поселковая власть, только не видит она для себя достаточной мотивации заниматься реставрацией этих объектов. Такая же ситуация и в “Ольгино”, разница в том, что хозяин другой – районная власть.

Источник




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии