Намибия – информация о стране

Общие сведения о Намибии

Официальное название — Республика Намибия (The Republic of Namibia).

Расположена на юге Африки. Площадь 825,4 тыс. км2, численность населения 1,8 млн чел. (2002, оценка). Государственный язык — английский. Столица — г. Виндхук (210 тыс. чел., 2002, оценка). Государственный праздник — День независимости 21 марта (с 1990). Денежная единица — намибийский доллар.

Член 41 международной организации, в т.ч. ООН (с 1990), АС (с 2000), САДК (с 1992).

География Намибии

Расположена между 14°54′ и 25°01′ восточной долготы, 17°06′ и 28°18′ южной широты. На западе омывается водами Атлантического океана, к её берегам подходит холодное Бенгельское течение. Побережье почти не изрезанное, имеются лишь две удобные бухты. Граничит на юге с ЮАР, на востоке с Ботсваной, на северо-востоке с Замбией, на севере с Анголой.

Рельеф представляет собой огромное плато, центральная возвышенная часть которого (1500—2500 м) тянется с севера на юг. Она полого понижается на восток, вглубь материка и становится пустыней Калахари, а на западе обрывается в 65—160 км от Атлантического океана — Большой Уступ. Между ним и океаном находится низменная пустыня Намиб. Самая высокая точка — гора Конигстейн (2606 м). Большинство пересыхающих летом рек текут на восток, а крупные реки на юге и северо-востоке — Оранжевая и Замбези — являются пограничными. Лишь полноводная Окаванго пересекает пояс Каприви.

Почвы опустыненные красно-бурые, песчаные, солончаковые.

Растительность бедная, в основном ксерофитные кустарники и злаковые травы. Тропические деревья и высокотравье окаймляют только берега рек Окаванго и Кунене.

Животный мир также беден, но имеются эндемичные грызуны и насекомоядные (долгоног, труб­козуб). Из крупных млекопитающих встречаются антилопы, гиены, виверры. На океанском берегу можно увидеть тюленей.

Недра очень богаты полезными ископаемыми. Имеются месторождения алмазов, урана, меди, цинка, олова, свинца, каменной соли, марганца, ванадия, вольфрама, лития, кадмия, золота, серебра. На шельфе около Цумеба обнаружено месторождение природного газа с запасами 560 млн м3.

Климат тропический и субтропический, очень сухой. Наименьшее количество осадков выпадает в пустыне Намиб (50 мм), а наибольшее — на северо-востоке (500—700 мм). На побережье сезонные колебания температуры незначительны из-за влияния холодного Бенгельского течения (в Уолфиш-Бее +19°С в январе и +14,5° в июле), но ее амплитуда увеличивается на восток (в Виндхуке +24°С в январе и +14° в июле). На самом востоке климат приобретает черты континентальности, и на юге Калахари, хотя и очень редко, случаются ночные заморозки.

Население Намибии

За последние 20 лет население увеличилось более чем на 20%. Темпы прироста населения в последние годы упали из-за пандемии СПИДа (1,19% в 2002). Рождаемость 34,17%, смертность 22,28%, детская смертность — 72,43 чел. на 1000 новорождённых (2002). Средняя продолжительность жизни — 38,97 года (женщин — 37,07, мужчин — 40,18) (2002). Половозрастная структура (2002): 0—14 лет — 42,6% (392 706 мужчин и 382 690 женщин), 15—64 года — 53,7% (соответственно 490 151 и 488 052), 65 лет и старше — 3,7% (29 345 и 37 972). В городах и посёлках живёт 33% населения (2002). Грамотность среди взрослых — ок. 70%.

87% населения составляют африканцы, белые — 6%, цветные — 6,5%. Самые крупные этносы — овамбо (ок. 50% населения), каванго (9%), гереро (7%), дамара (7%). В пустыне Калахари обитают кой-са-ны (бушмены).

Ок. 90% — христиане, остальные придерживаются местных верований.

История Намибии

Коренным населением Намибии были бушмены и готтентоты. В 16—18 вв. с севера шли волны миграции племён банту. С кон. 1870-х гг. начинается захват земли европейцами, в результате которого район Уолфиш-Бей стал английским владением (1878), а остальная часть Намибии — германским протекторатом Юго-Западная Африка (ЮЗА, 1890). В 1-ю мировую войну Намибия была оккупирована войсками Южно-Африканского Союза (ЮАС). В 1920 он получил мандат Лиги Наций на управление бывшим германским владением. Колониальный период отмечен неоднократными выступлениями коренного населения против иностранного господства, которые жестоко подавлялись. Особенно безжалостной была расправа над племенами гереро и нама в 1904—07.

С переходом ЮЗА под власть ЮАС в стране была узаконена система расовой сегрегации, а с 1948 её крайне жёсткая форма — апартеид.

В 1950-х гг. возникают первые политические организации африканского населения. Наиболее значительная из них — созданный в 1957 Народный конгресс Овамболенда; преобразован в Народную организацию Юго-Западной Африки (СВАПО), которая возглавила борьбу за свержение колониально­го ига. В 1966 ООН отменила мандат ЮАР (так стал называться ЮАС) на управление ЮЗА и создала Совет ООН по ЮЗА. В 1968 по решению ООН ЮЗА была переименована в Намибию. Однако ЮАР отказывалась выполнять резолюции ООН, управляя Намибией как одной из своих провинций. В этих условиях СВАПО начала в кон. 1960-х гг. вооружённую борьбу за освобождение своей страны.

Чтобы подорвать авторитет СВАПО, правительство ЮАР созвало в 1975 в Виндхуке конференцию для обсуждения будущего Намибии с представителями коллаборационистских организаций («конференция Турнхалле»). На этой конференции ЮАР договорилась с ними о проведении выборов в Национальную ассамблею с последующим предоставлением Намибии независимости. В 1978 на них победил Демократический альянс Турнхалле (ДАТ), из представителей которого был сформирован Министерский совет — марионеточный орган «самоуправления». ООН отказалась признать этот фарс с выборами.

В 1977 пять западных государств во главе с США создали Контактную группу, которая начала переговоры о разрешении намибийского кризиса с правительством ЮАР и СВАПО. Одновременно ООН разработала план предоставления независимости с проведением свободных выборов под международным контролем. Усилия ООН и Контактной группы привели в 1982 к достижению компромисса между ЮАР, ДАТ и СВАПО по важнейшим пунктам плана ООН, включая проект Конституции. Однако вскоре ЮАР выдвинула в качестве условия предоставления независимости Намибии вывод кубинских войск из соседней Анголы. Позиция ЮАР была поддержана США, которым и принадлежала идея «увязки» проблем Намибии и Анголы. Между тем влияние СВАПО росло, на её сторону перешли некоторые организации, входившие в ДАТ, а когда о поддержке СВАПО заявили политические лидеры самого крупного народа — овамбо, ДАТ в 1983 фактически распался, а Национальная ассамблея и Министерский совет были распущены. ЮАР предприняла попытку сколотить новый послушный ей политический блок, из представителей которого были сформированы новая Национальная ассамблея и «временное правительство», но они не получили поддержки ни в стране, ни за рубежом.

В 1986 наметился сдвиг в дипломатических переговорах об увязке проблемы деколонизации Намибии с уходом Кубы из Анголы; ЮАР сняла запрет на политическую деятельность СВАПО. В декабре 1988 — июле 1989 был подписан ряд многосторонних документов, касающихся вывода иностранных войск из Анголы и Намибии и процедуры предоставления Намибии независимости.

В ноябре 1989 г. состоялись первые в истории страны свободные выборы в Конституционное собрание. Победу одержала СВАПО, получившая 57,3% голосов. ДАТ набрал 28,6%. 21 марта 1990 была провозглашена независимость Намибии. Президентом страны был избран Сэм Нуйома.

Внутриполитическое положение характеризовалось как тенденцией к примирению сил, боровшихся против оккупационного режима апартеида и сотрудничавших с ним, так и острой межпартийной борьбой. Парламентские и президентские выборы 1994 и 1999 показали, что СВАПО сохранила поддержку большинства населения. Она завоевала большинство мест в парламенте, а Нуйома дважды переизбирался президентом.

Важнейшей социальной проблемой для правительства стала земельная реформа — выкуп государством излишков земли у белых фермеров, захвативших при колониальном режиме самые плодородные земли в стране, и распределение её среди безземельных крестьян. О реформе было объявлено в нач. 1990-х гг., однако она шла очень медленно, и к 2001 земельные участки получили 35 тыс. африканцев, а 243 тыс. ожидали своей очереди. Некоторые фермеры соглашались продать необрабатываемую землю, но установили цену, которая значительно превышала её реальную стоимость. Проблема земельной собственности обострила социальную напряжённость в стране и вызывала острые разногласия внутри СВАПО.

В 1998—99 произошло восстание на северо-востоке страны в полосе Каприви, сепаратистское Движение за освобождение Каприви попыталось добиться вооружённым путём отделения этой территории от Намибии. Восстание было подавлено.

Самым большим достижением правительства в сфере внешней политики стало включение в 1994 в состав Намибии порта Уолфиш-Бей. После провозглашения независимости этот единственный глубоководный порт остался под юрисдикцией ЮАР. Претория долго отказывалась включить его в состав независимой Намибии на том основании, что он был отдельной английской колонией и не был частью германской ЮЗА.

В 1998 Намибия вмешалась во внутриполитический конфликт в Демократической Республике Конго. Она послала 2000 солдат в ДРК на помощь президенту Кабиле. Когда известие о погибших намибийских солдатах достигло страны, действия Нуйомы вызвали острую критику и выход из правящей партии некоторых руководителей.

Государственное устройство и политическая система Намибии

Намибия — парламентская республика c широкими полномочиями президента. Действует Конституция 1990.
В административном отношении делится на 13 районов (Каприви, Эронго, Хардап, Карас, Комас, Кунене, Охангвена, Окаванго, Омахеке, Омусати, Оша-на, Ошикото, Отжозонджупа). Крупные города: Виндхук, Уолфиш-Бей, Цумеб, Людериц.

Глава государства — президент, избираемый на всеобщих выборах сроком на 5 лет.

Высший орган законодательной власти — парламент, состоящий из Национального собрания (72 депутата, спикер — М.Читендеро), избираемого на всеобщих выборах сроком на 5 лет, и Национального совета (26 депутатов — по два от каждого района, избираемых каждым районным советом сроком на 6 лет). Высший орган исполнительной власти — правительство (Кабинет министров) во главе с премьер-министром (Т.-Б.Гурираб), назначаемое президентом.

Исполнительная власть в районах принадлежит районным советам, избираемым населением на 6 лет.

Выдающийся государственный деятель — С. Нуй-ома, основатель СВАПО и президент Намибии.

Многопартийная политическая система. Зарегистрированы 12 партий, из которых пять представлены в парламенте: Народная организация Юго-Западной Африки (Намибии), Конгресс демократов, Демократический альянс Турнхалле Намибии, Объединенный демократический фронт, Группа мониторинга.

Ведущие организации деловых кругов: Национальная палата торговли и промышленности Намибии, Сельскохозяйственный союз Намибии.

Общественные организации: 7 профсоюзов, самый крупный из которых — Национальный союз намибийских рабочих, Совет церквей Намибии, Ассоциация намибийских журналистов.

Внутренняя политика направлена на сохранение стабильности в стране. Самой трудной проблемой остаётся перераспределение земли. В 2000 на правительство усилилось давление с разных сторон, даже со стороны членов СВАПО, с требованием форсировать выкуп земли у белых фермеров. В 2001 один из министров пригрозил конфискацией земли, если фермеры не согласятся на её справедливую продажу. Одновременно было объявлено о намерении ввести большой налог на крупные землевладения, чтобы заставить фермеров продать землю. Однако события в Зимбабве, где захват ферм белых привёл к тяжелейшим последствиям для всей экономики, охладили сторонников радикального решения земельной проблемы.

Во внешней политике Намибия стремится к развитию дружеских отношений со всеми странами мира, особенно с африканскими. Тем не менее были осложнения с соседними государствами, в частности с Ботсваной, но они решались дипломатическим путём или через Международный суд, когда дело касалось спорной пограничной территории. В 1999 возник конфликт, вызванный строительством Намибии канала для отвода вод р. Окаванго. Ботсвана заявила протест, считая, что это может привести к экологической катастрофе в бассейне Окаванго, и направила жалобу на рассмотрение в САДК. Строительство канала приостановлено, но пока конфликт не разрешён.

Численность армии — 9 тыс. чел. Официально на оборону тратится 2,6% ВВП, в 2001—02 эта статья бюджета составила 104,4 млн долл. США. Однако из-за отправки армейского контингента в ДРК реальные военные расходы, вероятно, были значительно выше (6,6% ВВП, по некоторым оценкам).

Намибия имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1990).

Экономика Намибии

Двенадцать лет независимости характеризуются стабильным ростом экономики (3,7% в год). В 2001 ВВП вырос на 4% и составил 8,1 млрд долл. США, т.е. 4500 долл. на душу населения. Однако за этой средней цифрой скрывается крайне неравномерное распределение ВВП. Доходы белых граждан на порядок выше доходов африканцев. Это — следствие колониализма, создавшего экономическую структуру для эксплуатации коренного населения, которая меняется очень медленно. Экономически активное население составляет 500 тыс. чел. По официальным данным, безработица составляет 21% (2001), а по неофициальным — ок. 40%. Инфляция 8,8% (2001).

Распределение ВВП по отраслям экономики (2000, %): промышленность — 28, сельское хозяйство — 11, услуги — 61. На сельское хозяйство приходилось 47% всех занятых, на промышленность 20%, на сферу услуг 33%.

За последние годы произошли важные изменения в структуре промышленного производства. Если в 1980 на горнодобывающую промышленность приходилась 1/2 намибийского ВВП, то сейчас только 12%, по этому показателю её обогнала обрабатывающая промышленность (16%). Быстрый прогресс последней произошёл в основном за счёт частичной переработки минерального сырья, однако горнодобывающая промышленность остаётся основой промышленного развития страны.

Самый важный минерал — алмазы, которые дают 30% всех экспортных доходов. В кимберлитовых трубках Намибии высок процент алмазов ювелирного качества, и она наряду с Ботсваной, РФ, Анголой — один из четырёх главных поставщиков этих драгоценных камней на мировой рынок. Акции алмазодобывающей компании «Намдеб» поделены поровну между правительством и южноафриканской корпорацией «Де Бирс». Ожидается, что после 2003 добыча алмазов на главном алмазном руднике в Оранемунде начнёт снижаться из-за истощения месторождения, однако в настоящее время увеличивается добыча на морском шельфе. Общий объём добычи в 2000 — 1,54 млн каратов в год. В апреле 1998 Нуйома подписал с российской компанией «АЛРОСА» соглашение о совместной разведке и добыче алмазов. Чуть позже было заключено подобное соглашение с канадской фирмой «ДФИ оф Кэнада», и, таким образом, «Де Бирс» потеряла монополию на добычу алмазов в Намибии.

Рудник по добыче урановой руды в Ресинге — крупнейший в мире, хотя содержание окиси урана в руде невысокое. Рудник принадлежит транснациональной «Рио тинто-зинк», которая поставляет окись урана странам ЕС, Японии и Тайваню. Из-за не очень благоприятной конъюнктуры на мировом рынке рудник не действует на полную мощность (4,5 тыс. т), в 2000 добыто 3,2 тыс. т окиси урана.

Намибии принадлежит 2-е место в Африке (2000) по добыче цинка (40,3 тыс. т концентрата), 3-е — свинца (12,1 тыс. т концентрата) и 4-е — меди (5 тыс. т по содержанию металла). Довольно сложная ситуация сложилась в медедобывающей отрасли. «Цумеб корпорейшн», которой принадлежат три шахты по добыче медно-свинцовых руд, закрыла их из-за низких мировых цен, а австралийская компания «Коппер майнс энд металс» приостановила работы по сооружению очень крупной шахты на месторождении Хаиб и плавильного завода, рассчитанного на производство 115 тыс. т медного катода. Компания заявила, что предпочитает подождать до повышения мировых цен на медь. Южноафриканская государственная компания «Имкор зинк» — одна из немногих, добившихся в последние годы увеличения производства цветных металлов — олова, цинка и свинца. Мощность оловянного рудника в Уисе увеличилась в 1997—2000 на 30%, а свинцово-цинкового в Рош-Пине на 25%. Недалеко от Рош-Пины «Англо-америкен корпорейшн» закончила в 2000 сооружение рудника и завода по добыче и обогащению цинковой руды. Запасы руды в Рош-Пине оцениваются в 18 млн т, её добыча ведётся открытым способом. Менее крупные компании также ведут добычу руд цветных металлов, в т.ч. вольфрама и кадмия. Из других полезных ископаемых следует отметить добычу соли (500 тыс. т), золота (2,3 т), серебра (16,7 т), редкоземельных элементов.

В обрабатывающей промышленности самая важная отрасль — созданная в основном в последние 15 лет металлургия. Рядом с рудниками построены обогатительные фабрики, плавильные и рафинадные заводы. Так, при закрытых шахтах упоминавшейся «Цумеб корпорейшн» действовали медеплавильный и свинцово-рафинадный заводы. Большая часть минерального сырья экспортируется уже не в форме руды, а в обработанном виде. Намибийский кадмий, например, один из самых чистых в мире.

Вторая по значимости отрасль обрабатывающей промышленности — переработка рыбы и морепродуктов на экспорт. Основное предприятие — консервный завод в Уолфиш-Бее. Строится рыбоперерабатывающий завод в Людерице и планируется ещё один в Мове-Бее. В 2000 экспорт переработанных и замороженных морепродуктов принёс 1,5 млрд намиб. долл. Другие значительные предприятия, работающие в основном на экспорт, — мясокомбинаты, завод по сборке автомобилей, три фабрики по пошиву одежды, пивной завод и завод безалкогольных напитков. В 2000 экспорт пива в страны Юга Африки увеличился сразу на 40%.

В 2001 в обрабатывающей промышленности было зарегистрировано ок. 300 фирм, ежегодный рост этого сектора составляет в среднем 3,9% в год, но серьёзными препятствиями для его дальнейшего развития являются узость внутреннего рынка и конкуренция дешёвых потребительских товаров из ЮАР.

 

Сельское хозяйство разделяется на два сектора — натуральный, в котором занято большинство сельского населения, и товарный (4045 ферм, из которых ок. 4000 принадлежат белым).

Животноводство даёт более 90% сельскохозяйственной товарной продукции. Это в основном производство говядины. На юге страны быстро развивается страусоводство, но в 2000 наводнение нанесло огромный ущерб страусиным фермам. Юг Намибии является также основным районом каракулеводства, но в 1990-е гг. спрос на него резко упал, и производство каракуля сократилось почти вдвое. Поголовье (тыс., 2000): крупный рогатый скот — 2505, овцы — 2446, козы — 1850.

Большая часть продукции растениеводства (бобы, картофель, кукуруза, тропические корнеплоды) выращивается в секторе натурального хозяйства. В благоприятные годы урожай кукурузы и других зерновых обеспечивает 70% потребностей страны, а в засушливые — приходится обращаться за международной продовольственной помощью. В 2000 сбор (тыс. т): кукуруза — 49, просо — 77, корнеплоды — 255.

В 1990-х гг. на берегу р.Оранжевой стало развиваться виноградарство. В 1999 в ЕС было экспортировано 2100 т бескосточкового винограда, а в 2003 его экспорт увеличился в 10 раз, выйдя по стоимости на 2-е место после говядины.

Рыболовство — одна из самых перспективных отраслей. Намибийский рыболовный флот за период независимости увеличился в 3 раза и насчитывает 70 траулеров-рефрижераторов и 230 мелких судов. Рыболовство ведут несколько частных намибийских компаний, в некоторых из них присутствует иностранный капитал. Улов рыбы, выгруженной в намибийских портах, составил в 2000 300 тыс. т. Всего же в морской экономической зоне вылавливается до 450 тыс. т рыбы, хотя оптимально допустимый улов оценивается в 1,5 млн т.

На строительство в 2000 приходилось 2,9% ВВП, и эта отрасль развивается медленно. Почти все строительные материалы приходится ввозить из ЮАР.

Большая часть потребляемой страной электроэнергии поступает из ЮАР (890,9 кВт-ч, 2000). В самой Намибии произведено 30 млн кВт-ч. Доля электроэнергии и водоснабжения в ВВП составляет 3%. Все электростанции включены в единую энергосеть, которая связана с южноафриканской и замбийской энергосистемами. Самая крупная электростанция — ГЭС Руакана мощностью 320 МВт. В 2001 ок. Людерица начала сооружаться электростанция, которая будет работать на энергии ветра.

Основная железнодорожная линия идёт от Уолфиш-Бея до Накопа и далее в ЮАР. От этой линии отходят три ветки на Габабис, Оутджо и Людериц. Общая длина железных дорог — 2382 км. Ежегодный объём перевозок — 130 тыс. пассажиров и 1,1 млрд ткм грузов. Разрабатывается план соединения железных дорог Намибии и Замбии.

В 2001 длина автодорог составляла 64 800 км, из которых 5378 км имели твёрдое покрытие. В 2000 завершено строительство части транскалахарского шоссе от Уолфиш-Бея до Джваненга (Ботсвана) и дороги, связывающей Намибию с Замбией и Зимбабве. В 2000—03 основное дорожное строительство велось на севере Намибии.

Из двух действующих морских портов — Уолфиш-Бея и Людерица — только Уолфиш-Бей глубоководный. Через него осуществляется почти 1/2 внешней торговли Намибии. Разработан план углубления гавани Уолфиш-Бея, чтобы иметь возможность принимать крупнотоннажные суда и перебросить в Уолфиш-Бей часть южноафриканских грузов, которые идут сейчас в перегруженные порты ЮАР. Изучается возможность строительства третьего порта в Мове-Бее для рыболовного флота. Грузооборот портов (2000) — 1,8 млн т. Число судов — 121 (2001).

Имеются два международных аэропорта — в Винд-хуке и Уолфиш-Бее и 137 меньших по размеру аэропортов и взлётно-посадочных площадок (2001). Главная авиакомпания — «Эйр Намибия», 30% акций которой принадлежат государству. Совершает рейсы в ЮАР и Западную Европу. Компания — «Калахари экспресс эйрлайнс» осуществляет перевозки в основном внутри страны. Объём перевозок — 240 тыс. пассажиров и 47 млн ткм грузов (2000).

Число (тыс., 2001) стационарных телефонов — 117, мобильных — 100. Действуют 2 телевизионные станции и ок. 10 радиостанций. Число (тыс., оценка): телевизоров — 70 (2002), радиоприёмников — 240 (2000), число пользователей Интернета — 45 тыс. (2001).

На торговлю приходится 10% ВВП. Вся торговля в частных руках, в оптовой торговле значительна доля южноафриканского капитала.

Быстро развивается туризм. В 2001 страну посетили более 600 тыс. туристов. Доходы от туризма — ок. 400 млн долл. США.

Экономическая политика направлена на дальнейшее развитие и диверсификацию горнодобывающей и обрабатывающей промышленности с помощью иностранного капитала. Правительство проводит реформы по либерализации налоговой, инвестиционной и финансовой сфер. Была пересмотрена величина НДС, расширены льготы на инвестиции, с 40 до 35% понижен корпоративный налог, предоставлены льготы для инвестиций, направленных на переработку добываемого сырья. Как результат, появились заводы по производству медных изделий для электронной промышленности, по изготовлению бриллиантов из алмазов. В аграрном секторе основные усилия направлены на увеличение продукции, необходимой для самообеспечения страны продовольствием без ущерба для сельскохозяйственного экспорта. Основное направление в социальной политике — курс на постепенное перераспределение земли. В 2002 владельцами земли стали ещё несколько тысяч африканцев. Власти уделяют также внимание улучшению социальных условий беднейшего городского населения. В бюджете ежегодно выделяются средства на строительство 1000 домов и квартир для малоимущих.

Особое значение придаётся социально-экономическому развитию более отсталой северной части страны. В обозримом будущем сохранится экономическая зависимость Намибии от соседней ЮАР и от внешнеэкономической конъюнктуры, но в целом перспективы Намибии выглядят обнадеживающими. Во всяком случае, в первом десятилетии 21 в. ожидается хотя и не очень быстрый, но постоянный рост её экономики.

Кредитно-денежная система Намибии привязана к ЮАР соглашением об общей валютной зоне — зоне ранда. Формально Центральный банк Намибии имеет право устанавливать обменный курс своей валюты, учётную ставку, но фактически они корректируются с политикой Резервного банка ЮАР. Южноафриканский ранд имеет хождение в стране наряду с намибийским долларом. Банк Намибии осуществляет эмиссию денег и выдаёт лицензии на финансовую деятельность. Коммерческие операции осуществляют 7 банков (государственные, смешанные и иностранные). Намибия начинает играть заметную роль на финансовом рынке Африки. Намибийская фондовая биржа стала второй биржей в Африке южнее Сахары по стоимости акций, выставляемых на продажу. Намибия предпринимает усилия стать ведущим офшорным финансовым центром в регионе. Введённый льготный инвестиционный режим позволяет южноафриканским фирмам обойти ограничения на перевод иностранной валюты, существующие в ЮАР. Это вызывают недовольство Резервного банка ЮАР, который считает, что Намибия нарушает соглашение о единой валютной зоне.

Государственный бюджет хронически дефицитен. Доходы — 8,81 млрд намиб. долл., расходы — 10,49 млрд, включая бюджет капиталовложений (1,78 млрд); бюджетный дефицит 3,6% ВВП (2001/02). Основные статьи доходов — налоги: на внешнеторговые операции и трансферты, на доходы и прибыль, на товары и услуги. Основные статьи расходов — образование, госслужба.

Платёжный баланс в последние годы сводился с положительным сальдо в 50—70 млн долл. США.

Правительство считает необходимым прибегать к займам для покрытия бюджетных расходов и для осуществления программ социально-экономического развития. Однако Международная ассоциация развития и Всемирный банк не предоставляют Намибии кредиты на льготных условиях, разработанных для развивающихся стран, считая, что высокий доход на душу населения не даёт права на такие льготы. Приходится брать займы на менее щадящих условиях у правительств и банков отдельных стран. Основным финансовым донором в 2000 была Германия, за ней шли США и скандинавские страны.

Внешний долг оценивался в 2000 в 217 млн долл. США. При стабильном экономическом росте он вы­глядит очень умеренным, но следует учесть, что в 2000 кончился льготный срок обслуживания многих займов, что создаёт определённые трудности. К тому же у государства незначительны запасы иностранной валюты (234 млн долл. в 2001).

Официальной статистики, касающейся уровня жизни, нет. По косвенным данным — отсутствие забастовок, увеличение вкладов населения в банках (5,77 млрд намиб. долл. в 2000 и 5,81 млрд в 2001), наличие договоров между компаниями и профсоюзами, предусматривающих увеличение заработной платы, превышающее темпы роста инфляции и индекса потребительских цен (10% в 2001) — можно говорить об улучшении жизни рабочих и служащих, имеющих работу в государственном и частном секторах. Однако это вряд ли касается городских жителей, которые являются безработными и получают мизерное пособие (до независимости такого пособия не было), и большей части сельского населения, живущего за счёт натурального хозяйства.

Экономика Намибии полностью зависит от внешних конъюнктурных факторов, так как она не создавалась для удовлетворения нужд собственного населения. В результате 90% продукции, создаваемой в стране, идёт на экспорт, а 90% потребляемых товаров, включая половину продовольствия, ввозится из-за границы. В 2001 экспорт составил 1,58 млрд долл. США, импорт — 1,71 млрд. Основные статьи экспорта: алмазы, цветные металлы, уран, говядина, морепродукты, каракуль. Основные статьи импорта: продовольствие, нефтепродукты, машины и оборудование, химические товары. Основные партнёры по экспорту: Великобритания, ЮАР, Испания. Основные партнёры по импорту: ЮАР (81%), США.

Наука и культура Намибии

На образование и науку расходуется 1/4 всего госбюджета. Начальные школы посещает 91% детей. Научные исследования ведутся в Университете Намибии, в Государственном архиве, в Научном обществе Виндхука, в Департаменте экологических исследований Уолфиш-Бея. В Уолфиш-Бее есть Институт архитектуры. В Виндхуке имеются две библиотеки. Три разных музея созданы в Виндхуке, Свакопмунде и Людерице. Культурным наследием мирового значения являются сотни наскальных рисунков бушменов. Особый интерес и неутихающие споры вызывает обнаруженная в 1907 т.н. «Белая дама» — самая древняя наскальная роспись, которую датируют методом радиационного анализа серединой 2-го тыс. до н.э. и большинство экспертов не считают произведением бушменского искусства.

Больше фото Намибии — перейти




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии