Люксембург — информация о стране, достопримечательности, история

Общие сведения о Люксембурге

Официальное название — Великое герцогство Люксембург (Grand Duche de Luxembourg, Grand Duchy of Luxembourg). Расположен в Западной Европе. Площадь — 2586 км2, численность населения 448,6 тыс.чел. (2002). Государственные языки — немецкий и французский. Столица — г. Люксембург (79,8 тыс.чел., 1999). Государственный праздник — Национальный день (День рождения Великой герцогини Шарлоты) 23 июня. Денежная единица — евро (с 2002, до этого люксембургский франк).

Член 49 международных организаций, в т.ч. ООН, ВТО, ЕС, Бенилюкса, НАТО и др.

География Люксембурга

Расположен между 6°10′ восточной долготы и 49°45′ северной широты. Граничит на востоке с Германией (138 км), на юге — с Францией (73 км) и на западе — с Бельгией (148 км). Ландшафт в основном холмистый, на севере — отроги горного массива Арденн (высшая точка Бургплатц — 559 м), на юге — холмистая равнина, изрезанная широкими речными долинами. Все реки страны относятся к бассейну реки Мозель (34 км по границе с Германией).

Почвы на севере сложены из кварцевых и сланцевых пород, которые малоплодородны. На юге — плодородные суглинистые почвы. Ок. 1/3 территории покрыто лесами (буковые, дубовые и пр.). Климат — умеренно-континентальный с мягкой зимой и прохладным летом. Прежде разрабатывались месторождения железной руды, теперь не эксплуатируются.

Население Люксембурга

Увеличение населения за последние полвека составило 50% (в 1951 300 тыс.чел.). Ежегодный прирост 12,5‰ (2002). Чистый приток иммигрантов 9,26% (2002). Рождаемость 12,06‰, смертность — 8,83%, детская смертность 4,71 чел. на 1000 новорождённых (2002). Средняя продолжительность жизни 77,48 года, в т.ч. мужчин — 74,2 года, женщин — 80,79 года.

Возрастная структура населения: 0—14 лет 18,9%, 15—64 года 67%, 65 лет и старше 14,1%. Половая структура свидетельствует о некотором отставании числа мужчин (0,97%), значительный разрыв образуется лишь в возрастах 65 лет и старше (0,67%). Образовательный уровень высокий: в возрасте старше 15 лет умеют читать и писать все жители.

Этнический состав: в основном люксембуржцы (ок. 60%), которые являются потомками кельтских племён, перемешанных с немецкими и французскими корнями. Среди иммигрантов преобладают португальцы и итальянцы. Разговорный язык: люксембургский (нижнегерманский диалект со значительной примесью французских слов).

Подавляющее большинство населения — католики, имеются также протестанты, иудеи и мусульмане (с 1978 сбор религиозной статистики в стране запрещён).

История Люксембурга

Феодальное владение Люксембург, центром которого был укреплённый замок на древнем римском пути (из Реймса в Трир), образовалось в 963. Но в течение нескольких столетий оно постоянно входило в состав многих ведущих европейских государств: Испании (1506—1684 и 1697—1714), Франции (1684—97 и 1794—1815), Австрии (1714—89).

После Венского конгресса (1815) Люксембург становится Великим герцогством, но в составе Германского союза и в управлении королевства Нидерландов. Однако в результате успешного вооружённого восстания в Брюсселе (1839) из состава Нидерландского государства выделилась не только Бельгия, но и Люксембург. Правда, при этом половина территории Великого герцогства превратилась в бельгийскую провинцию с аналогичным названием.

Обретение государственной независимости способствовало ускорению экономического развития. Особенно быстро стала расти металлургия. Такая отраслевая специализация явилась результатом активной разработки (в 1890-е гг.) запасов железной руды, расположенных на юге страны (продолжение Лотарингского месторождения). 90% всей продукции направлялось на экспорт. Подавляющая часть занятых в промышленности страны приходилась на металлургию. В то же время стали появляться небольшие предприятия машиностроения и пищевой промышленности (в районе столицы), а также химическое и кожевенное производство (г.Эш).

Во время 1-й мировой войны Люксембург был оккупирован германскими войсками. После их поражения по условиям Версальского договора (1919) таможенная уния с Германией была отменена (она существовала с 1842), но были подписаны соглашения о таможенном и валютном союзе (1921—23) с Бельгией. Во время 2-й мировой войны Люксембург был снова оккупирован германскими войсками. В 1944, ещё во время войны, люксембургское правительство в эмиграции подписало (в Лондоне) соглашение с Бельгией и Нидерландами о создании таможенного союза «Бенилюкс». В последующие годы Люксембург постоянно выступал в числе стран — инициаторов процессов европейской интеграции, создания Европейского объединения угля и стали (1951), Европейского экономического сообщества (1957), которое впоследствии переросло в ЕС.

Государственное устройство и политическая система Люксембурга

Люксембург — конституционная монархия. В стране действует Конституция 1868 (в неё временами вносятся дополнения и исправления). Административно страна разделена на три округа: Дикирх, Гревенмахер, Люксембург. Наиболее крупные города (1999): Люксембург, Эш цур Алцетте (24,9 тыс. чел.), Дюделанж (17,1 тыс.чел.).

Глава государства — законный наследник П.Гюллойм — взошёл на престол 7 октября 2000. Выборы 60 депутатов в однопалатный парламент (палату депутатов) происходят путём прямого народного голосования (на срок 5 лет, последние состоялись 13 июня 1999). Действует также Государственный совет (21 член), предоставляющий рекомендации для палаты депутатов. Этот орган комплектуется главой государства, но по рекомендации премьер-министра.

На последних выборах в парламент вошли представители 6 партий: Христианско-социальной партии (CSV) — 29,79%, Люксембургской социалистической рабочей партии (LSAP) — 23,75%, Демократической партии (DP) — 21,58%, Действующего комитета демократии и справедливости (ADR) — 10,36%, Партии «зелёных» (GP) — 9,09%, Марксистской и реформистской коммунистической партии (LEFT) — 3,77%.

Премьер-министром правительства становится обычно представитель партии, набравшей наибольшее число голосов избирателей. Он назначается монархом, но ответственен перед парламентом. С января 1995 премьер-министр Люксембурга Ж.-К. Юнкер.

Среди ведущих общественно-деловых организаций, оказывающих влияние на формирование внутренней и внешней политики страны: Федерация промышленников, Ассоциация банкиров (ABBL), Центральные профсоюзы (OGBL) и др.

Внутренняя политика страны с 1990-х гг. основывается на реализации концепции т.н. люксембургской модели. Она опирается на вполне определённые постулаты: общественно-политическая стабильность, экономическое процветание, «инициативная энергия, превозмогающая малые размеры». Для достижения обозначенных принципов предполагается активное включение государства в хозяйственные процессы и обеспечение автоматической индексации заработной платы в соответствии с темпами инфляции. Считается, что в условиях сравнительно низкого роста цен (1,5—2,5%) реализация такого постулата вполне возможна.

Вместе с тем в деловых кругах страны полагают, что принципы автоматической индексации заработной платы представляют серьёзную угрозу для конкурентной способности национальной экономики, заработная плата должна увеличиваться лишь в результате роста производительности труда. Но «прагматики» из коалиционного правительства считают, что проведение такой политики создаёт прочные элементы социально-политической стабильности в стране. Не случайно последнее десятилетие в Люксембурге практически отсутствовали какие-либо заметные забастовки.

Внешняя политика также направлена на реализацию одного из постулатов люксембургской модели. Люксембург считает, что он имеет право на более масштабное представительство во всех органах ЕС, несмотря на свои скромные размеры. Прежде всего потому, что эта страна выступала одним из инициаторов создания объединения. Кроме того, она уже длительное время (с 1965) является одним из трёх основных центров управления ЕС. В столице Лихтенштейна расположены некоторые важнейшие органы ЕС (общее число персонала которых насчитывает 7,6 тыс.чел.). Здесь находятся: генеральный секретариат Европарламента, Евростат, Евросуд, Европейский инвестиционный банк, Европейский инвестиционный фонд и т.д. Таким образом, страна получает возможность оказывать большее воздействие на принятие стратегических решений.

Вооружённые силы включают армию и полицию. Общее число мужчин, способных нести военную службу, 93,4 тыс.чел., ежегодный призыв 2,6 тыс.чел. (2002). Военные расходы 147,8 млн долл., или 0,7% ВВП (2002).

Экономика Люксембурга

Люксембург — высокоразвитая индустриальная страна со стабильными темпами экономического роста, низкой инфляцией и незначительной безработицей. По уровню ВВП на душу населения (ок. 44 тыс.долл., 2002) она имеет самый высокий европейский показатель. За последние полвека экономика Люксембурга претерпела ряд крупных структурных сдвигов. В 1970—80-е гг. осуществлялся планомерный отход от традиционной промышленной специализации на производстве металлов. В этот период наряду с диверсификацией индустрии основным локомотивом хозяйственного роста стал финансовый сектор. В кон. 20 в. Люксембург вступил в период беспрецедентной трансформации хозяйства — началось бурное развитие отраслей «новой экономики».

Объём ВВП 20 млрд долл. Ежегодные темпы прироста в 1997—2001 ок. 6—8%, лишь в 2002 произошло снижение до 2,3% (что, впрочем, вдвое выше среднеевропейского показателя). Занятость 262,3 тыс.чел., в т.ч. 87,4 тыс. — иностранцы. Безработица 4,1%, инфляция — 1,6% (2002).

Отраслевая структура экономики по вкладу в ВВП: промышленность — 30%, сельское хозяйство — 1%, сфера услуг — 69% (2002). В промышленности занято 8%, в сельском хозяйстве — 2%, в сфере услуг — 90%.

Облик современной люксембургской экономики определяют три наиболее крупные международные корпорации, чьи руководящие органы расположены в Люксембурге и в акционерных капиталах которых солидно представлено государство: сталелитейный концерн Arbed, второй по величине европейский производитель металлов; компания SES-Astra, которая является мировым лидером среди операторов телекоммуникационных спутников; фирма RTL, ведущая европейская коммерческая телекорпорация.

В рамках диверсификации люксембургской экономики создавались и традиционные виды производств, все они возникли в партнёрстве с иностранными компаниями. Наиболее значительными стали предприятия по выпуску автомобильных шин, производству промышленных пластиков, электроники и др.

Особенно заметным явлением стало бурное развитие финансового сектора, начавшееся ещё в 1960-е гг., когда появилась возможность корпоративного кредитования с территории страны с низким уровнем налогообложения. Иностранные банки стали создавать свои подразделения в Люксембурге. Но настоящий бум приходится на 1980-е гг., когда масса германских вкладчиков стали размещать свои финансовые средства с целью избежания уплаты национальных налогов. В 1999 в Люксембурге уже действовало ок. 210 банков с общими балансовыми активами 672 млрд евро. Большое распространение получили инвестиционные фонды (их активы составили 817,7 млрд долл.). В финансовом секторе насчитывалось ок. 22 тыс. занятых, его вклад в ВВП составлял ок. 10%.

Однако и «финансовый флюс» люксембургской экономики начинает испытывать серьёзные трудности. Против деятельности банков выдвигаются международные претензии (обвинения в «сокрытии доходов»), ЕС настаивает на либерализации их деятельности. Правительство Люксембурга объявило, что принцип сохранения «банковской тайны» не представляет важнейшую основу функционирования финансовой системы. Люксембург уже выразил готовность отменить «банковскую тайну» к 2010 (число банков в стране стало сокращаться, в 2001 их было 197).

Сельское хозяйство всё более ориентируется на животноводство (более половины аграрной земли используется для производства кормов), растениеводство сокращается. Активно развивается виноградарство (производство вина на холмистых берегах р.Мозель). Преобладают небольшие фермерские хозяйства.

Через территорию Люксембурга проходит ряд международных магистралей (Германия, Франция, Бельгия). Протяжённость железнодорожного пути 274 км (в т.ч. 242 км электрифицировано). Автомагистрали — 5166 км (в т.ч. 118 км — автобаны). Речное судоходство (по р.Мозель) — 37 км. Основной порт — Мертерт. Зарегистрировано 60 люксембургских судов (в т.ч. 19 для сжиженного газа, 13 танкеров для химической продукции, 8 — нефтяных и др.) и 59 иностранных (2002). Действует трубопровод для нефтепродуктов (48 км). Функционируют два аэропорта, в т.ч. международный (Финдел).

Телефонная система связи полностью автоматизирована (314,7 тыс.пользователей). Владельцев мобильных телефонов 215,7 тыс.чел. (2000). Для международной телефонной связи арендуется три канала ТАТ-6 (подводного кабеля Европа — Северная Америка).

Туризм играет огромную роль в экономике страны, его вклад в ВВП ок. 6% (наивысший показатель в ЕС). Оборудовано ок. 5 тыс.км пешеходных путей. Основные объекты: средневековые замки (выкуплены государством и обустроены для туристов) и виноградники долины р.Мозель (люксембургский вариант мозельского вина).

Современная социально-экономическая политика страны направлена на реализацию основных постулатов люксембургской модели. В экономической сфере основное внимание уделяется процессам структурной перестройки хозяйства с целью избежать появления зависимости национальной экономики от развития какого-либо одного сектора. Фатальную зависимость от металлургии удалось преодолеть, теперь основные усилия направлены на ослабление воздействия финансового сектора. Создан национальный инвестиционный фонд (активы — 863 млрд евро), который считается крупнейшим в ЕС. С его помощью формируется новая хозяйственная инфраструктура, которая позволяет более эффективно развивать новые технологические отрасли.

В социальной сфере основная ставка делается на сохранение принципа автоматической индексации заработной платы в соответствии с уровнем инфляции. Выдвинуты ещё два важных постулата: постоянное увеличение минимального уровня заработной платы и ориентация на высокий уровень государственной пенсии. Но этого не всегда удаётся достичь. Так, например, в 1999 коалиционное правительство приняло решение (по мотивам необходимости бюджетного сбалансирования) об уменьшении пенсионных выплат с 83,3 до 72% от уровня предшествовавшей заработной платы. Такое решение привело к выходу из правительственной коалиции Люксембургской социалистической партии. На возвращении к прежнему уровню продолжают настаивать и Центральные профсоюзы.

Кредитно-денежная политика определяется Центральным банком Люксембурга, который был создан только в 1998 (прежде согласно условиям валютного соглашения с Бельгией эти функции выполнялись Бельгийским центральным банком). Основные его усилия направлены на поддержание здорового состояния государственных финансов. В 2002 бюджет был сбалансирован (поступления и расходы составили 5,5 млрд долл.), государственный внутренний долг достиг 7% к ВВП (самый низкий показатель в ЕС).

Уровень налогообложения постоянно снижается. Максимальный подоходный налог на физических лиц составлял в 2000 46%, в 2002 произошло снижение до 38%. Корпоративные налоги также уменьшались (с 37 до 30%). В этих условиях вполне понятен массированный приток капиталов и квалифицированной рабочей силы из соседних стран. Без такой постоянной подпитки люксембургская экономика не смогла бы развиваться столь устойчиво.

Уровень жизни считается одним из самых высоких в ЕС, что определяется большими доходами и низкими налогами. В стране отсутствуют слои населения, которые имеют доходы ниже прожиточного уровня.

Внешнеэкономические связи особенно важны для Люксембурга, поскольку экономика ориентирована в основном на мировые рынки. Экспорт 7,85 млрд долл. (2000) (сталелитейная продукция, оборудование, химические и резинотехнические изделия). Основные партнёры: ЕС — 84,7%, США — 3,5%. Импорт — 10,25 млрд долл. (нефтепродукты, оборудование, потребительские и продовольственные товары). Основные партнёры: ЕС — 86,7% , США — 5,8%. Люксембург активно участвует в международной миграции капиталов. В условиях постоянной смены специализированных производственных ниш стране необходимо привлечение иностранных прямых инвестиций. Потребность масштабных капиталовложений в других странах возникает в связи с необходимостью формирования собственных маркетинговых ниш на мировом рынке.

Наука и культура Люксембурга

Люксембург имеет трёхступенчатую систему школьного образования (детский сад, начальная школа, средняя школа). В феврале 2002 был учреждён университет. Студенты обучаются по специальностям: экономика, право, социология, физика, химия и языковая подготовка. Академическое образование жители Люксембурга приобретают за границей (в основном в Бельгии, Франции, Германии, Австрии и Великобритании), где обучается ок. 3,2 тыс. чел. (2002). Затраты на образование 11,3% государственного бюджета, что уступает только социальным расходам.

В 1995 Люксембург был объявлен культурной столицей Европы. В декабре 1994 ЮНЕСКО отнесло старую часть Люксембурга к культурному наследию человечества. Наряду с государственным финансированием культуры имеется множество частных и институциональных спонсоров образования и культуры. Мировую известность прибрели концерты в замке Бурглинстер, музыкальный праздник Эхтернаха и недели театра Эш и Вильц. В городе Люксембург существуют 4 театра, а также всемирно известный Филармонический оркестр Люксембурга.

В Люксембурге сохраняются богатые культурные традиции народа. Каждая большая община имеет свой оркестр, культурный союз проявляет заботу о народных обычаях. В области искусства и литературы присуждаются премии, что способствует притоку в литературу и искусство молодых талантов. Самым известным современным деятелем искусств Люксембург по праву считается художник и фотограф Эдвард Стейчен.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 3,83 из 5)
Загрузка...
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии