Содержание
Общие сведения об Албании
Официальное название — Республика Албания (Republika e Shqipёrisё, Republic of Albania). Расположена в западной части Балканского полуострова. Площадь 28,7 тыс. км2, численность населения 3,1 млн чел. (2002). Государственный язык — албанский. Столица — г. Тирана (0,7 млн чел). Государственный праздник — День Флага 28 ноября. Денежная единица — лек.
Член ООН (с 1955) и др.
География Албании
Расположена между 19° и 21° восточной долготы и 39° и 43° северной широты. В меридиональном направлении территория страны вытянута на 300—340 км при максимальной ширине 150 км. Омывается Адриатическим морем. Побережье изобилует наличием заливов (Дринский, Ляльза, Дуррес, Влёра) и бухт. Пролив Керкира отделяет албанскую территорию от одноимённого греческого острова (другое название — Корфу), а пролив Отранто — от Италии. У входа в залив Влёра в нескольких километрах от побережья расположен небольшой остров Сазани.
Албания граничит на севере с Черногорией, на востоке — с сербским краем Косово и Метохия, а также с Македонией, на юге — с Грецией.
Ландшафт большей частью состоит из горных хребтов и плоскогорий. Только вдоль морского побережья простирается узкая равнинная полоса. Наиболее высокие вершины — Кораби (2764 м) и Езерца (2692 м). В горах немало широколиственных и дубово-буковых лесов.
Из имеющихся полезных ископаемых наибольшее значение имеют нефть, натуральный битум, хромиты, медная и железоникелевая руда.
Климат определяется расположением страны в континентально-средиземноморской области субтропического климатического пояса. Характерна неустойчивая дождливая погода поздней осенью и зимой, а также жаркая, сухая погода летом (средняя температура июля + 24—25°С). На приморской равнине число дней со средней температурой св. 10°С превышает 300. Территория страны — одна из наиболее обильных осадками местностей в Европе (от 1000 мм в год в западной равнинной части до 2500 мм в восточной горной части). При этом отмечается резкая посезонная неравномерность в выпадении осадков, на лето приходится лишь 1/10 годовой нормы.
Население Албании
По данным переписи 1990, численность населения составляла 3,2 млн чел. В течение последних 10 лет демографическая ситуация претерпела значительные изменения. Св. 35% сельского населения покинуло места своего обитания, устремившись в поисках лучшей доли в города, в основном в крупные (Тирана, Шкодер, Корча, Влёра, Дуррес, Эльбасан). Наряду с внутренней миграцией имела место и массовая эмиграция.
Только по официальным данным, в 1990-е гг. были вынуждены эмигрировать более 600 тыс. албанцев. Большая часть из них уехала в соседние Грецию (400 тыс.) и Италию (150 тыс.), в которых они могли рассчитывать как минимум на заработную плату (700 долл.), в 20 раз превышавшую средний ежемесячный доход на родине (35 долл.). Причём 83% эмигрантов составляли молодые люди в возрасте 20—35 лет. Албанию покинуло 31,5% представителей её интеллигенции.
Согласно переписи 2001, вместо прогнозируемого роста численности населения страны на 22% было отмечено его сокращение на 3%.
Национальный состав населения страны характеризовался устойчивой однородностью, 95% составляли албанцы, 3% — греческое национальное меньшинство, 2% приходилось на представителей других национальностей (главным образом сербов, черногорцев, македонцев).
История Албании
На протяжении многих веков Албания находилась под господством иноземных поработителей: сначала — Древнего Рима, затем — Венеции и последние пять веков — Османской империи. Яркой страницей борьбы албанского народа за свою независимость в историю страны вписано 25-летнее вооружённое противостояние турецким завоевателям в сер. 15 в., которое возглавил выдающийся албанский государственный деятель и полководец Георгий Скандербег. Однако окончательное освобождение Албании от турецкого ига стало возможно только после поражения Османской империи в 1-й Балканской войне.
Формальное провозглашение государственности Албании тем не менее не означало для неё подлинной независимости от иностранного влияния. Согласно секретному Лондонскому договору 1915 Антантой был предусмотрен раздел албанской территории между своими союзниками. Оккупационные войска покинули страну только в 1920.
Неудачной была и первая попытка проведения в Албании демократических преобразований. Правительство Фана Ноли, пришедшее к власти в результате Июньской демократической революции 1924, было свергнуто феодальными силами. В стране был установлен авторитарный режим Ахмета Зогу, который в 1928 был провозглашён королём Албании. В результате навязанных Албании договоров 1926, 1927 и 1936 страна попала в политическую, военную и экономическую зависимость от фашистской Италии. А в апреле 1939 подверглась со стороны последней прямой оккупации. После оккупации Италией через два года и югославских территорий, на которых проживало албанское население, они были объединены с Албанией в рамках марионеточного государственного образования — т.н. Великой Албании. После капитуляции Италии в сентябре 1943 «Великая Албании» была оккупирована германскими войсками.
В конце ноября 1944 албанские патриоты освободили страну от фашистской оккупации. Поскольку во главе успешной освободительной борьбы оказались албанские коммунисты, возглавляемые Энвером Ходжей, а иные политические силы или были скомпрометированы сотрудничеством с оккупантами, или не пользовались существенным влиянием, то после освобождения в стране был установлен однопартийный тоталитарный режим.
Только в декабре 1990 страна перешла к системе политического плюрализма. В марте 1991 состоялись первые свободные многопартийные выборы, на которых победу одержала Албанская партия труда (до 1948 Коммунистическая партия Албании) и первым президентом страны стал её лидер Рамиз Алия. Однако правящей партии, несмотря на преобразование в Албанскую социалистическую партию (АСП), не удалось удержаться у власти, и уже через год в результате внеочередных парламентских выборов к власти пришла Демократическая партия Албании (ДПА) и президентом стал её лидер Сали Бериша.
Крушение в нач. 1997 системы «финансовых пирамид», тесно связанных с правящим режимом, привело к вооружённому народному восстанию и положило конец пятилетнему правлению ДПА. В результате новых выборов к власти вернулись социалисты. Провал попыток демократов-радикалов в сентябре и ноябре 1998 вооруженным путём вернуться к власти способствовал укреплению в стране демократических институтов и заставил все политические силы страны перейти исключительно к законным методам в своей деятельности. Стабилизации политической ситуации в стране способствовала и победа левоцентристской коалиции на муниципальных выборах-2000 и парламентских выборах-2001.
Государственное устройство и политическая система Албании
В соответствии с Конституцией, принятой на национальном референдуме 28 ноября 1998, страна является парламентской республикой.
Высший представительный и законодательный орган — Собрание Республики Албании (с 2002 председатель — Сервет Пеллумби) состоит из 140 депутатов, избираемых на срок 4 года. При этом 100 из них избираются по мажоритарной системе в одномандатных округах, а остальные 40 — по партийным спискам на основе пропорционального представительства.
Для обретения политической партией или коалицией депутатских мандатов установлен лимит в 2,5% полученных на выборах голосов.
Собрание Республики Албании большинством в 2/3 списочного состава тайным голосованием избирает на срок 5 лет президента республики (с 2002 — Альфред Моисиу). Президент может быть переизбран на новый срок только один раз.
Президент выдаёт мандат на формирование состава будущего правительства (с 2002 премьер-министр — Фатос Нано) кандидату, выдвинутому от политической партии, получившей на парламентских выборах наибольшее число голосов избирателей. Для одобрения состава кабинета министров в парламенте достаточно простого большинства голосов депутатов.
Важная роль в формировании и функционировании выборных органов власти принадлежит политическим партиям, их зарегистрировано ок. 50 (2003).
Ведущими партиями и главными политическими соперниками являются Социалистическая партия (председатель — Фатос Нано) и Демократическая партия (Сали Бериша). Ими соответственно были возглавлены сформированные во 2-й пол. 1990-х гг. две крупные коалиции: левоцентристский Альянс за государство и правый Союз ради победы. В состав первой коалиции помимо Социалистической партии входили Социал-демократическая партия (Скендер Гьинуши), Аграрная партия (Люфтер Джувели), Демократический альянс (Неритан Чека), Союз за права человека (Вангель Дуле). В состав второй коалиции наряду с Демократической партией входили Республиканская партия (Фатмир Медиу), Национальный фронт (Шпетим Ррочи), Движение за законность (Экрем Спахиа), Либерально-демократический союз (Теодор Лячо). В результате углубления межпартийных разногласий и всё более явного сведения многопартийной системы практически к двухпартийной обе коалиции в 2002—03 находились на грани раскола.
Заметную роль на политической сцене страны играли и такие выступавшие самостоятельно партии, как Партия демократов (реформаторская) — председатель Генц Полло, Партия Социальная демократия (Паскаль Мильо), Обновлённая демократическая партия (Дашамир Шехи), Демохристианская партия (Николлэ Леши) и Коммунистическая партия (Хюсни Миллоши).
В отличие от разнообразия взглядов на внутриполитическое развитие страны подавляющее число политических партий поддерживало внешнеполитический курс властей на полную интеграцию Албании в евроатлантические структуры, прежде всего на вступление в ЕС. Важность этого направления подчёркивалась и тем, что в 2003 единственный пост заместителя премьер-министра был совмещён с постом государственного министра по европейской интеграции (Эрмелинда Мекси). Одновременно основные политические силы страны были априори настроены на активную поддержку всех американских инициатив на международной арене.
Вместе с проявлением заинтересованности в установлении добрососедства в балканском регионе Албания активно политически поддерживала косовский сепаратизм, внося напряжённость в отношения с Сербией.
Внешнеполитическая установка на вхождение Албании в евроатлантические структуры определила и развитие её Вооружённых сил (ВС). В одобренной парламентом в январе 2000 Стратегии оборонной политики страны, официально закрепившей долгосрочную цель — полноправное членство Албании в НАТО не позднее 2010, устанавливался численный состав ВС: 31 тыс. военнослужащих в мирное время и 120 тыс. — в военное время.
Экономика Албании
Прирост ВВП в % составил: в 1997 — 7,0; в 1998 — 8,0; в 1999 — 7,3; в 2000 — 7,8; в 2001 — 6,5; в 2002 — 4,7; в 2003 — 6,0 (прогноз). Несмотря на то что прирост в 2002 в 4,7% (вместо запланированных 7%) был самым низким за весь период правления левоцентристской коалиции, с учётом миграционных процессов рост ВВП на душу населения в 2002 оказался выше — 1499 долл. США по сравнению с 1332,6 долл. в 2001.
В 2002 инфляция составила 5,4%. Численность занятых в стране выросла всего на 2 тыс. чел. — до 921 тыс. чел. Безработица (14,8%) оказалась несколько выше, чем в 2001 (14,5%), но всё же ниже, чем в 2000.
В период правления левоцентристской коалиции существенное развитие в албанской экономике получил частный сектор. Если в 1998 его вклад в бюджет составлял 28%, то в 2001 он превысил 72%, а в 2002 равнялся 78%.
В результате «рыночного» развала промышленности в период пятилетнего правления демократов-радикалов были резко снижены объёмы производства. Если на кон. 2001 уровень производства по сравнению с 1993 в целом по промышленности (за счёт роста производства электроэнергии на 42,7%) составлял 77,8%, то в добывающей отрасли он не превышал 25%, в энергетике 42,1%, в обрабатывающей промышленности 37,3%.
Особенно показательным было положение в такой успешной в прежние времена и валютодоходной экспортной отрасли, как нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Добыча нефти в Албании с 1 067 тыс. т в 1990 упала до 488 тыс. т в 1996. В кризисном 1997 отрасль буквально обрушилась, добыча снизилась до 359 тыс. т. В 1999 добыча нефти сократилась уже до 323 тыс. т. Подобная тенденция грозила привести к тому, что к 2010 собственное производство покрывало бы только 32—45% внутренних потребностей по сравнению с 75% в 1999. Причём производство непосредственно топлива смогло бы обеспечить вообще лишь 20% внутренних потребностей против 55% в 1999.
Существенное влияние на решение экономических проблем оказывал кризис в энергетической отрасли. Перебои в подаче электроэнергии составляли в 2002 от 4 до 15 ч в сутки. И это при том, что 70% водных ресурсов страны, пригодных для выработки электроэнергии, не использовалось. Что касалось углеводородных энергоносителей, то уровень добычи нефти (350 тыс. т в 2002) оставался по-прежнему низким, и в 2003 должен был увеличиться всего на 20 тыс. т. Поэтому в ближайшей перспективе страна вынуждена импортировать недостающие энергоносители. По нефтепродуктам доля импорта может достичь 88%.
В сельском хозяйстве в ходе радикальных реформ в стране был осуществлён раздел 97,7% обрабатываемых площадей, находившихся в государственной собственности. В результате сразу появилось 413 тыс. владельцев пахотных земель со средним наделом в 1,4 га на каждого фермера.
До 1990-х гг. св. 60% обрабатываемой земли подвергалось осушению. В годы «реформ» произошло существенное снижение ирригационных мощностей. В результате только 54% прежде осушаемых земель оставались пригодными для использования.
В 2000 отечественные производители обеспечили 99% потребляемого в стране молока, 96% — овощей, 92% — мяса, 97% — яиц, 76% — фруктов. Зерноводство же с трудом оправлялось от радикальных реформ демократов. В предкризисном 1996 в стране было собрано менее 271 тыс. т пшеницы, т.е. ок. 42% от уровня 1988 (650 тыс. т). В 1999, когда урожай составил 500 тыс. т пшеницы (на 80 тыс. т больше, чем в 1998), это покрывало только половину потребностей страны. Урожай пшеницы, собранный в 2002, обеспечил меньше 40% внутренних потребностей и недостающие 60% пришлось импортировать.
В целом в 2002 в развитии сельского хозяйства был отмечен прирост в 2,1%, что было меньше ожидаемых 3%, но всё же больше 1,4% в 2001.
При вкладе аграрной отрасли в ВВП до 54% (2000) и обеспечении ею 47% экспорта страны на сельскохозяйственную продукцию приходилось более половины албанского импорта — 53%.
В принятых правительством в 2002 Меморандуме об экономической и финансовой политике на 2002—04 (разработанном при содействии МВФ) и Среднесрочной программе бюджетного финансирования на 2003—05 главными целями декларировались дальнейшая консолидация макроэкономических показателей: стабилизация экономического прироста на уровне 7%; удержание инфляции в пределах 2—4%; рост бюджетных доходов на 15—17% в год; снижение общего дефицита бюджета и его финансирование из внутренних источников. При этом в отношении бюджетного дефицита ставится задача его сокращения к кон. 2005 до 6,5% ВВП.
В соответствии с принятой Стратегией экономического и социального развития намеченные показатели экономического прироста и уровень инфляции в пределах 2—4% планировалось удерживать и в течение 2003—06. Расходы на инвестиции намечались в размере 20 млрд леков в год, т.е. 10% бюджета. Для его пополнения доходы только от таможенных сборов должны были к 2006 достичь 23% ВВП. Дефицит бюджета при этом планировалось сократить с 8 до 6% ВВП.
В государственный бюджет 2002 был заложен рост налоговых поступлений, особенно таможенных сборов, с 16,2% ВВП (2001) до 17,2%. Предусмотренное увеличение доходной части бюджета на 11— 12% привело к снижению бюджетного дефицита с 9,2% ВВП (в 2001) до 8,4%. В очередной бюджет 2003 был заложен рост доходной части на 14,5%, расходной части на 10,4%, дефицит бюджета предполагалось снизить до 6,6% ВВП, а финансирование дефицита за счёт внутренних источников сократить до 2,9% ВВП.
В 2002 валютные резервы страны выросли на 101,5 млн долл. США, т.е. на 13,8% по сравнению с 2001. К кон. 2002 они составили 838,9 млн долл. США. Внутренний долг исчислялся в сумме 2,3 млрд долл. США.
По уровню жизни населения Албания продолжает занимать одно из последних мест в Европе. В 2003 каждая шестая семья имела менее 1 долл. в день на человека, а каждая вторая — менее 2 долл. За чертой бедности находилось 29,6% населения, из них половина пребывала в крайней нищете. 4/5 численности всех бедных албанцев составляли сельские жители.
Прожиточный минимум в 2002 определялся Министерством по труду и социальным вопросам в 50 долл. В том же году было объявлено о принятии ряда мер по улучшению положения сразу нескольких категорий населения страны. С 1 июля 2002 планировалось повысить пенсии горожанам на 10%, а сельским жителям — на 25% . Мера касалась почти 550 тыс. чел. Одновременно повышалась заработная плата врачам на 25—40% и учителям — на 20%. С сентября по декабрь 2003 повышение заработной платы в среднем на 7% должно было распространиться на работников всей бюджетной сферы.
За 2002 общий объём внешней торговли Албании вырос на 11,7%, а экспорт — на 11,3% (до 338 млн долл. США). Отрицательное сальдо товарооборота на конец года превысило 1,1 млрд долл. США.
Существенную роль в покрытии постоянно растущего отрицательного сальдо внешней торговли играли денежные переводы в страну от албанских эмигрантов. Сумма этих переводов с каждым годом возрастала. Так, она составляла (млн долл.): в 2000 — 438,6, в 2001 — 550,2, в 2002 — 606, в 2003 — 650 (оценка).
Внешний долг страны, составивший на кон. 2001 697,5 млн долл., продолжал увеличиваться. К кон. 2002 он достиг 979 млн долл. США. В итоге на каждого албанца приходилось в среднем ок. 310 долл. долга загранице.
Важной сферой внешнеэкономической деятельности являлось обеспечение иностранных инвестиций. Так, в 2000 в страну было привлечено из-за границы 143 млн долл. США прямых капиталовложений, что составляло 24% общего объёма иностранных инвестиций в 598 млн долл. За весь период с 1992. В 2001 прямые иностранные инвестиции выросли на 54% до 220,2 млн долл. Однако в 2002 они составили только 137 млн долл., снизившись по сравнению с предыдущим рекордным годом почти на 38%.
Наука и культура Албании
С началом радикальных рыночных реформ охват населения начальным образованием сократился до 81% (2000). В результате эмиграции в 1990-е гг. до 1/3 численности интеллектуального потенциала страны ещё больший урон был нанесён высшей школе и научной сфере. В трудном положении пребывала сфера культуры.
Между тем албанскому народу есть чем гордиться и что сберечь для последующих поколений. В 19—20 вв. сложилась албанская литературная классика. Она представлена такими именами, как Йероним из Рады («Албанская рапсодия»), Фими Митко, Зеф Серембе, Васо Шкодрани, Наим Фрашери, Гьергь Фишт (автор «Горной домбры» — одного из лучших произведений всей албанской литературы), Андрени (под этим псевдонимом творил Алекс Ставро Дренова, слова из поэмы которого «Свобода Албании» в 1912 стали национальным гимном страны) и др. Особое место в ряду ярких представителей албанской литературы занимает Фан Ноли — не только политический деятель, но и автор превосходных стихов, переводчик на албанский язык классиков европейской литературы. Гордостью современной албанской литературы является творчество самого известного в стране и за её пределами албанского писателя — Исмаила Кадаре.